Законы композиции

Законы композиции

Представляю вашему вниманию следующую статью из цикла по основам графического дизайна.  В ней я хочу поговорить об основных законах композиции. Очень часто эти законы называют принципами дизайна, но на мой взгляд дизайн — это наука достаточно обширная, и она обладает совершенно другими принципами. Их описание возможно найти в книгах по основам теории и методологии дизайна.

Итак, в первую очередь предлагаю вспомнить понятие композиции.

Композиция – это организация, расположение и связь различных графических элементов, искусство их размещения, важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна. Когда нет композиции — нет дизайна.

Расположение элементов происходит в логической последовательности, определяющей восприятие работы в целом.

Самыми главными законами композиции я считаю следующие:

  • Равновесие
    Этот закон говорит нам о том, что каждая композиция должна быть устойчивой. То есть местонахождение элементов не должно вызывать сомнений и желания передвинуть их куда-либо.
    Посмотрите на рисунок ниже:

    На рисунке слева два круга находятся в состоянии равновесия, если мы разделим их, то по-отдельности они будут выглядеть уже неуравновешенно. На рисунке справа такая же пара кругов, но сдвинутая относительно осей квадрата, выглядит несбалансированно.
    Самым наглядным примером уравновешенной композиции является симметрия, при этом равновесие не всегда симметрично. Как вы, наверняка, догадываетесь, достичь равновесия в асимметрии сложнее.
    Взгляните на пример:

  • Единство
    Закон единства (или целостности) композиции считается соблюденным, если при охвате изображения взглядом оно воспринимается как единое целое и не распадается на отдельные части. Должно ощущаться наличие «притяжения» между элементами, они должны «подходить» друг другу. Также должен ясно различаться смысловой центр композиции.

    Применительно к композиции в графическом дизайне, проверить целостность можно следующим образом: если закрыть часть изображения, то сообщение, которое оно несет, должно измениться. Если оно изменяется, значит композиция целостная.

  • Соподчинение
    Этот закон говорит о том, что в композиции должна быть доминанта, которая является смысловым центром. Главный элемент сразу бросается в глаза, роль второстепенных — оттенить, подчеркнуть, выделить доминанту и направлять взгляд зрителя при рассматривании.

    Хочу сразу предостеречь от возможного недопонимания: смысловой центр никак не связан с геометрическим центром композиции. Также композиционный центр может быть не один.

Для получения более полных знаний советую обратиться к книгам, где основные законы композиции разбираются наиболее полно (применительно к изобразительному искусству). В библиотеке вы найдете пару таких книг.

Навыки создания правильной композиции очень важны для графического дизайнера. Хочу подчеркнуть именно слово «навыки«, т.к. знания, которые вы не умеете применять на практике не стоят ничего. Поэтому обязательно упражняйтесь, уделяйте этому от 20 минут до 1 часа каждый день, и результат будет налицо!

Как обычно, я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!

Похожие записи

5 комментариев

  1. Не составляющая, а Основа! любого вида креативной экспрессии; чему Вас учили.

  2. Учили, что в русском языке есть слова-синонимы. И если «важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна» — не являются в данном случае «основой», то снимаю шляпу.

  3. ..придирается, не обращайте внимание!
    Спасибо за курс! интересно!

  4. Уведомление: Композиция | EGOportfolio

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *