Зрительное восприятие графических элементов

Зрительное восприятие графических элементов


Как часто вы задумываетесь о том, какие чувства вызовет у зрителя ваша работа? 
Если не очень часто, то материал ниже будет для вас достаточно интересен и полезен, так как я посчитала нужным сделать небольшую заметку о восприятии зрителем некоторых геометрических форм.

Зрительное восприятие — достаточно широкий предмет для изучения и ему посвящена далеко не пара книг. Основываясь на этих знаниях, профи в области рекламы создают самые эффективные кампании, которые приносят огромную прибыль компаниям-заказчикам.

Все, что мы видим, вызывает у нас определенные чувства. И реклама играет на этих чувствах. Когда мы получаем задание «создать продающую листовку (брошюру, каталог и т.д.)», то мы должны не сделать ее красиво, а вызвать нужные эмоции, которые потом уже заставляют совершить действие (купить). Ведь покупка — это всегда эмоции (волнение, радость, удовлетворение).

Каждый опытный рекламщик знает — он продает не товар, он продает ощущения. Ощущение спокойствия (например за свое здоровье), безопасности (при покупке сигнализации), повышения своего статуса (за счет машины, новых моделей телефона) и т.д.

Задача дизайнера — сформировать в сознании зрителя нужный образ.

Знания о зрительном восприятии являются достаточно объемными, но начинать постигать их как обычно нужно с самых азов. Поэтому сегодня я хотела бы рассмотреть восприятие основных графических элементов.

Начнем с линий. Разные типы линий вызывают у нас различные чувства. На это влияет как форма линии, так и ее направление и толщина:

  • Горизонтальные линии ассоциируются с основательностью, спокойствием, тишиной.
  • Вертикальные, напротив, являются выражением стремления вверх, роста и некой торжественности.
  • Спиральная линия передает развитие, вращательно-поступательное движение.
  • Волнообразная — движение и скорость.
  • Ломаная линия ассоциируется с неуравновешенностью и агрессией.
  • Наклонные восходящие линии — взлет, подъем, надежда.
  • Наклонные нисходящие — спад, бессилие, грусть, нестабильность.

Неровные, расплывчатые линии скажут вам о непредсказуемости, порывистости. Несколько четких одинаковых линий передадут строгость и деловую направленность.

Форма линии играет очень важную роль. Графические редакторы обладают большими возможностями по имитации рисунка тушью, кистью, карандашом, пастелью, углем, а также акварелью, маслом и т.д.

Ниже приведены примеры работ студентов из книги И. Иттена «Искусство формы»:

Характер изображения пятна:

  • Квадрат — устойчивость, надежность, также считается «тяжелой» фигурой.
  • Прямоугольник по горизонтали — очень устойчивая фигура, по вертикали — более легкая, стремящаяся вверх.
  • Треугольник может быть как устойчивым и статичным, так и выражать динамику. Все будет зависеть от соотношения его сторон. Треугольник является активной фигурой.
  • Круг в зависимости от его положения на изображении может быть устойчивым или нет. Он обычно является символом солнца, единства, мироздания.

Границы пятна могут влиять на его восприятие, они могут быть четкими или расплывчатыми.

Как вы уже наверняка поняли, роль образов в графическом дизайне очень велика. Абстрактные образы широко используются при создании логотипов и товарных знаков, в оформлении интерьеров и рекламе.

Для более глубокого изучения законов зрительного восприятия абстрактных образов советую почитать книгу И. Иттена «Искусство формы». Его книги представляют для меня большой интерес и будут упомянуты еще не раз. Надеюсь, в скором будущем вы с удовольствием прочитаете несколько статей об учении Иттена и школе Баухаус.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *