Сегодня я решила обратиться к истории и написать небольшую заметку о золотом сечении. Несомненно, большинство из вас слышали это словосочетание, но многие ли знают его смысл?
Издавна художники и ученые пытались вывести формулу идеальных пропорций. Их наиболее известным математическим обоснованием является формула «золотого сечения».
Золотое сечение – это деление отрезка на две части таким образом, что меньшая часть так относится к большей, как большая к целому отрезку:
a/b=b/c, где a – меньший отрезок, b – больший отрезок, c=a+b
Тогда b=1.618a, a=0.618b.
В процентном соотношении получаются две части: 62% и 38%.
Число 1,618 было названо золотым числом, а соотношение 21:34 или 0,618 считается идеальным выражением пропорциональности, также часто встречающимся в природе (пропорции тела человека, животных, птиц и т.д.) Прямоугольник с соотношением сторон 21:34 называют золотым прямоугольником, а его диагональ – активной диагональю.
Известный нам всем термин «золотое сечение» использовался не всегда. Его ввел Мартин Ом в 1835 году. Хотя считается установленным фактом, что «золотым сечением» пропорцию назвал еще Леонардо да Винчи. Лука Пачоли, его друг, называл это соотношение Sectio divina – божественная пропорция. Впервые упоминание об известнейшей пропорции встречается еще в «Началах» Евклида (III в. до .н. э.).
Принципу золотого сечения в той или иной мере соответствуют почти все объекты живой природы. На просторах интернета можно найти множество научных видео, наглядно демонстрирующих данную закономерность. Это видео понравилось мне больше всего:
Многие произведения мастеров древности, скульптуры и предметы быта были основаны на пропорции золотого сечения. Наверное, наиболее известным примером являются египетские пирамиды и храм Парфенон, а известнейшим примером современности является логотип компании Apple.
Тем не менее, существует и обратное мнение. Многие утверждают, что золотое сечение не является оптимальной пропорцией, и его значение слишком преувеличено, а также, что расчет соотношения ошибочен. В результате исследований оказалось, что многие люди воспринимают золотой прямоугольник слишком вытянутым.
К тому же этот феномен успел значительно обрасти многими мифами. Например, что термин ввел Леонардо да Винчи.
Смею предположить, что у многих при упоминании золотого сечения сразу представляется «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи (где человек вписан в квадрат и круг).
За это мы можем сказать «спасибо» роману «Код да Винчи» и его автору Дэну Брауну, который написал, что этот рисунок иллюстрирует «золотые» пропорции человеческого тела, хотя их в этом рисунке нет.
В действительности этот рисунок наглядно отражает мнение архитектора древности Витрувия. Он считал человеческое тело некой моделью пропорциональности, потому что раскинув руки и ноги, фигура идеально вписывается в круг и квадрат (которые он считал совершенными фигурами). Отсюда, по его мнению, самые значительные здания должны были обладать пропорциями человека.
К сожалению, Витрувий ошибся. Не вписывается наше тело в круг и квадрат. На самом же рисунке длина раскинутых ног человека короче первой пары его собственных ног почти на 1/10. К тому же основой чертежа является квадрат, то есть даже сама логика построения тела исключает золотую пропорцию. Пупок на рисунке – только центр круга.
Даже сам Леонардо пишет: «Витрувий, архитектор, полагает…» И никаких свидетельств о сознательном использовании золотого сечения нет.
Золотое сечение можно по праву назвать выражением единства объектов природы. Тем не менее оно является неотделимой частью объектов искусства.
Надеюсь, пост получился интересным и увлекательным! Если вас интересуют подобные исторические темы, пишите в комментариях, буду рада осветить их.
1 комментарий
Интересно написано. Часто пользовался этим правилом, но почти всегда неосознанно)