Графический дизайн связывает искусство и технологии в едином творческом процессе. Как и любое другое направление дизайна, он ориентирован на передовые технологии и материалы, веяния моды и технические достижения. Произведения дизайна всегда созвучны своему времени.
Но насколько бы передовыми не были технологии и насколько бы хорошо ими не владел графический дизайнер, они являются всего лишь инструментами в его руках. Знание технологий не является залогом успешной работы, так как деятельность дизайнера-графика опирается на образное, художественное мышление.
Поэтому необходимо обладать знаниями, которые относятся к базовому художественному образованию и являются прочным фундаментом для успешной творческой деятельности, то есть основы композиции и законы построения перспективы, особенности зрительного восприятия, колористика (теория цвета), базовые понятия типографики. А также уметь использовать эти знания в своей работе.
Немного подробнее о них:
- Композиция
Композиция – это организация, расположение и связь различных графических элементов, искусство их размещения, важнейшая составляющая художественной формы, сердце графического дизайна. Нет композиции — нет дизайна.
Важнейшая задача композиции – систематизация и организация, акцентирование внимания зрителя или читателя. Работа будет казаться цельной только в том случае, если все ее элементы взаимосвязаны, согласуются друг с другом и подчинены одной идее.
- Зрительное восприятие
Окружающая среда воздействует на человека и отражается в его сознании в виде образов. Но так как органы чувств у людей устроены одинаково, то существуют общие закономерности восприятия.
Необходимо понимать, какие факторы влияют на восприятие, почему незначительные изменения формы, цвета или размера объектов вызывают совершенно неожиданную реакцию зрителя.
- Колористика (теория цвета)
Поиск цветового решения – один из главных вопросов, стоящих перед дизайнером. Восприятие изображения по большей части определяется именно цветом. Он передает настроение, придает значение форме, делает ее выразительной.
Звуки, эмоции, настроение имеют свою цветовую характеристику. Цвет может передать тепло или холод, ободрять или угнетать. Поэтому даже начинающий дизайнер обязан знать основные сведения о цвете и свете: их воздействие на человека, зависимость восприятия от освещения, гармоничные сочетания тонов и их влияние друг на друга.
- Типографика
Многие начинающие дизайнеры пренебрегают изучением типографики, думая: «Да что может быть проще, чем набрать текст?» Но восприятие текстовой информации во многом зависит от ее представления.
Увидев какую-либо рекламную продукцию, мы получаем первое впечатление о ней, даже не читая текст. Внешний вид продукции создает определенный образ, в формировании которого огромную роль играет оформление текстовой информации.
Так же как и цвет, буквы имеют свою эмоциональную окраску, их графическое оформление может усиливать или ослаблять смысл передаваемого сообщения, передавать настроение. Шрифт – основа графического дизайна.
Надеюсь, у меня получилось убедить вас в необходимости изучения перечисленных выше фундаментальных знаний, на которых основывается (вернее должна основываться) вся работа дизайнера.
Где почерпнуть эти знания?
Посоветую обратиться к нескольким книгам. Конечно же, не сразу ко всем 🙂
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция»
Книга является учебным пособием для ВУЗов и знакомит с основными принципами организации декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Каждая глава, помимо теоретического материала, включает в себя вопросы для повторения и практические задания (которые я очень советую выполнять, либо на листе бумаги, либо в графическом редакторе).
Паранюшкин Р.В. «Композиция. Теория и практика изобразительного искусства»
Учебное пособие для студентов средних и высших специальных учебных заведений и учащихся художественных школ. На примере классических работ известных мастеров, учебных работ студентов и своих собственных, автор раскрывает в соответствии с образовательным стандартом все секреты правильной композиции для художников, работающих в разных жанрах.
Барышников Г.M., Бизяев А.Ю. «Шрифты. Разработка и использование»
Шрифт — важнейшая составляющая любой печатной продукции. C наступлением компьютерной эры в книгоиздательском деле видимая простота применения шрифтов, а также возможность неограниченного выбора привели к тому, что оказались забыты основные практические и эстетические правила применения шрифтов. Ведущие специалисты в области разработки и использования шрифтов делятся секретами своей «шрифтовой» кухни. Подробно рассматривается «жизнь» шрифтов в компьютере, проблемы, связанные со шрифтами, возникающие при верстке и оформлении изданий, а также юридические аспекты разработки и применения шрифтов.
Яцюк Ольга «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий»
Справочное и практическое руководство, в котором систематизированы сведения о современном графическом дизайне: свойства зрительного восприятия, основы цветоведения, основы и приемы композиции, шрифты, основы типографики. Проведен обзор особенностей дизайна web-страниц, проанализированы визуальные средства рекламы, даны рекомендации по разработке фирменного стиля. На примере классических произведений рассмотрены основные приемы, используемые в графическом дизайне. Прилагается компакт-диск, содержащий более 300 файлов с цветными иллюстрациями по всем разделам книги и примеры выполнения упражнений.
Лесняк В.И. «Графический дизайн (основы профессии)»
Книга познакомит вас с замечательной профессией и поможет вам овладеть искусством графического дизайна. Теория и практика, составляющие профессиональное мастерство, содержатся в трех частях, каждая из которых могла бы быть выпущена отдельной книгой. В основу книги положен собственный 30-летний опыт творческой и педагогический деятельности автора, опыт его коллег. Визуальный ряд, тщательно подобранный из работ студентов, ярко и образно иллюстрирует каждый раздел книги. Книга предназначена для студентов высших учебных заведений, изучающих графический дизайн. Она будет полезна практикующим дизайнерам (в том числе начинающим и тем, кто только мечтает стать дизайнером графиком), преподавателям профильных учебных заведений, арт-директорам, рекламистам, художникам и архитекторам, всем ценителям прекрасного.
Для любителей получать все и сразу, минуя многостраничные книжные издания, могу посоветовать обучающий видео-курс Бориса Поташника «Интенсив по графическому дизайну». Борис — профессиональный графический дизайнер с многолетним стажем, арт-директор крупного международного агентства.
Он состоит из 6 разделов, которые подробно освещают 6 ключевых тем графического дизайна:
- Композиция
Общие законы формальной композиции, конкретные правила компоновки работы.
- Дизайн рекламы
Структура рекламного текста, элементы дизайна рекламы и правила их размещения.
- Типографика
Шрифты, их классификации, их строение, использовании шрифтов в графическом дизайне в целом и в дизайне рекламы в частности. Примеры использования шрифтов и советы, как найти оптимальное решение при создании макетов рекламы.
- Колористка
Правила составления цветовых гармоний и применение различных типов цветового контраста.
- Иллюстрация и рекламный образ
Нахождение и создание рекламного образа, какие рекламные образы можно считать удачными.
- Креатив
Основные креативные методы с примерами. Техники генерации креативных идей — с мозговым штурмом и с картой мышления. Использование карты мышления при создании качественной креативной рекламы.
Но запомните, прохождение видео-курса не является исчерпывающей формой обучения. Не пренебрегайте прочтением книг, чтобы более подробно разобраться в отдельных областях дизайна. И еще один совет по поводу книг – лучше всего покупать печатные издания. Читать их намного приятнее, чем отсканированные в плохом качестве страницы, да и, если быть честными с самими собой, про файлы на компьютере мы просто забываем.
2 комментария
Советую почитать как начинающему дизайнеру книги:
Сергей Кричевский «Типографика в терминах и образах»
Роберт Брингхерст «Основы стиля в типографике»
Гордон «Буквы от А до Я»
Тимоти Самара «Создавая и ломая сетку»
Зачем в этом блоке для комментариев такой трекинг сделали при наборе??
Спасибо за замечание! Проверила только отображение написанного и не проверила блок набора. Поправила)