Как известно многим, цвет обладает тремя основными свойствами — это цветовой тон, насыщенность и светлота. И если с определением первых двух особых проблем не возникает, то с третьим многие испытывают некоторые затруднения либо вовсе имеют ошибочное представление. По этому поводу и появилась сегодняшняя заметка.
На всякий случай напомню о первых двух. Тон — это главная характеристика цвета. По сути — это его место в цветовом спектре. Тон является характеристикой хроматических цветов, у ахроматических он отсутствует.
Насыщенность цвета — показатель интенсивности определенного тона, степень его отличия от серого одинаковой с ним светлоты. Т.е. цвет может изменяться от яркого и чистого к блеклому, близкому к серому. Проще всего это понять на примере с пылью: поставили мы, например, на шкаф месяцев шесть назад коробку чистого синего цвета, а теперь решили достать из нее содержимое. Представим, что пыль мы все это время протирать ленились, и что же мы видим? Синий цвет под слоем пыли выглядит блеклым (если его вообще видно). Полное отсутствие насыщенности — это оттенок серого цвета (года три не убирались).
Чтобы посмотреть как изменяется насыщенность того или иного тона, можно воспользоваться Photoshop: открываем диалоговое окно Hue/Saturation (Цветовой тон/Насыщенность) с помощью клавиатурного сокращения Ctrl+U, обязательно ставим галочку Colorize (Тонирование) и наблюдаем за выбранным тоном, изменяя параметр Saturation (Насыщенность). Максимально насыщенный цвет мы видим, если Saturation=100, минимально насыщенный (оттенок серого) Saturation=0.
С помощью этого окна также можно переводить изображения в оттенки серого — достаточно всего лишь убрать насыщенность цветов, т.е. Saturation=0 (галочку Colorize при этом ставить не нужно).
Светлота является достаточно относительной характеристикой, так как выражает степень отличия цвета от белого и черного. Точкой отсчета светлых и темных цветов можно считать средне-серый. От белого до него располагаются светлые, а от него до черного — темные цвета. Для лучшего понимания попробуйте перевести некоторый набор цветов в оттенки серого и сравните полученные значения со средне-серым:
Светлотой обладают как хроматические, так и ахроматические цвета. Причем для ахроматических цветов светлота является единственной характеристикой. Как нетрудно догадаться, черный цвет обладает минимальным значением светлоты, а белый — максимальным.
В Photoshop это значение можно изменять опять же в диалоговом окне Hue/Saturation (клавиатурное сокращение Ctrl+U):
Вильгельм Оствальд полагал, что для создания гармонии нужно использовать как минимум три тона. При этом их контрастность по светлоте будет определять, какое воздействие окажет сочетание на зрителя. Равноконтрастная гармония вызовет ощущение спокойствия, тона с неодинаковым контрастом создадут динамичное и более выразительное сочетание.
Иоханнес Иттен предложил следующую таблицу для сопоставления светлоты:
Таким образом мы видим, что самым светлым из чистых цветов является желтый, а самым темным — фиолетовый. Из этой таблицы очень легко выделить цветовые гармонии, над чем настоятельно рекомендую потренироваться. Умение работать с цветом и чувствовать его многими людьми оценивается даже как шаманство, но, на самом деле, упражняясь и воспитывая его, можно достичь очень хороших результатов.
Я желаю вам успехов в ваших начинаниях, побольше усидчивости и терпения!